Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) провело пятое ежегодное исследование, посвященное поступлению школьников в лучшие вузы России.
Основные выводы исследования:
Школы из топ-100 рейтинга по конкурентоспособности выпускников успешно отстаивают статус элитных образовательных учреждений: 72% их выпускников поступили в ведущие вузы России (по итогам рейтинга 2018 года – 65%)
Лучшими школами России по конкурентоспособности выпускников признаны СУНЦ МГУ, московский лицей «Вторая школа» и Челябинский физико-математический лицей № 31, замыкают топ-5 Университетская гимназия МГУ и расположенный в Санкт-Петербурге Президентский физико-математический лицей № 239.
Наибольшее количество конкурентоспособных школ расположено в столичном регионе: школы Москвы и Подмосковья из года в год занимают более половины мест рейтинге.
Вузы Санкт-Петербурга более ориентированы на привлечение школьников из регионов, чем столичные университеты: доля иногородних студентов в ведущих университетах города на Неве на 70% больше, чем в московских.
В 2019 году RAEX впервые составил рейтинги лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сферах «Экономика и управление», «Технические, естественно-научные направления и точные науки», «Социальные и гуманитарные направления» и «Медицина».
Все рейтинги по направлениям возглавили школы при вузах: в рейтинге «Экономика и управление» первое место занял Лицей Президентской академии РАНХиГС, победителем «технического» рейтинга стал СУНЦ МГУ, лучшей школой по социальным и гуманитарным направлениям признан Предуниверситарий МГЛУ, а будущих медиков лучше всего готовит Медицинский Сеченовский Предуниверсарий.
Результаты исследования подтверждают доминирование Москвы в «экономическом» рейтинге на фоне высокого уровня конкурентоспособности региональных школ по «техническим» направлениям: в первом рейтинге школы столицы заняли 80% от общего числа мест, тогда как во втором – 26%.
Исследования, посвященные поступлению школьников в ведущие вузы России, агентство RAEX проводит с 2015 года. Рейтинги школ базируются на предоставленной ведущими вузами России эксклюзивной информации о приемных кампаниях. Массивы данных, используемых RAEX при подготовке рейтингов школ, постоянно увеличиваются: так, в 2019 году список рассматриваемых вузов был расширен с топ-30 рейтинга вузов России RAEX до топ-35 рейтинга. В результате была собрана информация о 150 тысячах выпускников более чем 16 тысяч российских школ, ставших студентами лучших учебных заведений в 2017 г. и 2018 г. При оценке школ принимались во внимание различия по сложности поступления в тот или иной вуз, а также основания для зачисления (поступившие по общему конкурсу на бюджетные места оценивались выше, чем зачисленные на платной основе, подробнее – см. методику исследования).
В рамках исследования 2019 года сразу 33 вуза предоставили детализированную информацию о зачислении в разбивке по направлениям и/или факультетам. Это впервые дало возможность составить рейтинги по конкурентоспособности выпускников в рамках отдельных сфер – рассчитать рейтинги школ, наиболее эффективно готовящих выпускников к поступлению по направлениям «Технические, естественно-научные направления и точные науки», «Экономика и управление», «Социальные и гуманитарные направления» и «Медицина». В 2019 году рейтинги лучших школ по укрупненным направлениям подготовки, как и рейтинг топ-100 школ по конкурентоспособности, составлялись с учетом численности выпускников школ.
Также RAEX публикует традиционный список 300 лучших школ России по количеству выпускников, поступивших в лучшие вузы. Школы в списке ранжируются по абсолютному количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России. Кроме того, в 2019 году впервые в рамках исследования были выявлены школы, лидирующие в своих федеральных округах по количеству поступивших в ведущие вузы страны. Перечни содержат списки топ-20 крупнейших поставщиков студентов для лучших вузов России.
Рейтинг лучших школ России по конкурентоспособности выпускников
Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило рейтинг школ по конкурентоспособности выпускников. В нем отражены школы, наиболее успешно готовящие учащихся к поступлению в сильнейшие университеты России. Важно, что рейтинг школ по конкурентоспособности выпускников рассчитан с поправкой на размер выпуска – то есть оценивается не число поступивших, а их доля в общем количестве получивших аттестат о среднем образовании, благодаря чему крупные образовательные учреждения не имеют неоправданной форы перед небольшими, но эффективными школами. При таком подходе становится возможным определить подлинную силу школы, что актуально для будущих абитуриентов и их родителей.
Победитель рейтинга школ по конкурентоспособности выпускников остается неизменным - СУНЦ МГУ удерживает лидерство третий год подряд. Выпускники СУНЦ МГУ из года в год демонстрируют почти стопроцентную поступаемость в головной университет и другие наиболее сильные вузы России. Следом в рейтинге расположились школы, где также отмечен высочайший уровень подготовки учеников: лицей «Вторая школа» г. Москвы, физико-математический лицей №31 г. Челябинска, Университетская гимназия МГУ и Президентский физико-математический лицей № 239 г. Санкт-Петербурга. Среди выпускников этих пяти школ 40% были приняты в ведущие отечественные вузы без экзаменов по результатам олимпиад. В топ-10 рейтинга школ по конкурентоспособности выпускников также вошли лицей научно-инженерного профиля (г. Королев, Московская область), Московская школа на Юго-Западе № 1543, Физтех-лицей им. Капицы (г. Долгопрудный, Московская область), школа № 179 и школа № 2007 ФМШ г. Москвы.
Школы из топ-100 рейтинга по конкурентоспособности выпускников успешно отстаивают статус элитных образовательных учреждений. Исследование 2019 года зафиксировало рост и без того значительной доли выпускников этих школ, поступивших в вузы лучшие вузы страны: 72% выпускников школ из топ-100 рейтинга RAEX были зачислены в топовые вузы России, тогда как годом ранее аналогичная доля составляла 66%. При этом две третьих из них учатся бесплатно, а 17% и вовсе зачислены без вступительных испытаний по результатам олимпиад школьников.
Всего в списке ста лучших школ представлены учебные заведения из 24 регионов страны. При этом больше половины – 54 участника – приходится на Москву и Подмосковье, далее следует Санкт-Петербург (8 школ) и республика Татарстан (5 школ). Из Новосибирской и Свердловской областей, а также из республики Удмуртия в топ-100 вошли по три школы. Подробнее представленность регионов в рейтинге отображена на графике 1.
Поступление в престижный университет даёт молодежи возможность переехать в более благополучный регион. Было проанализировано, насколько активно этой возможностью пользуются выпускники школ и какие города пользуются у них наибольшей популярностью. Результаты исследования образовательной мобильности поступающих в вузы оказались несколько неожиданными: Санкт-Петербург за явным преимуществом опередил Москву по доле абитуриентов из регионов. 60,9% первокурсников ведущих Санкт-Петербургских университетов приехали учиться из других субъектов РФ, в то время как в лучших столичных вузах процент региональных студентов едва превысил треть (35,9%). Можно предположить, что помимо качества образования в вузах Северной Столицы, на выбор абитуриентов повлияли и экономические причины: жить в Санкт-Петербурге заметно менее затратно, нежели в Москве. В вузы остальных городов, находящихся в фокусе исследования, поступают преимущественно «свои»: средний процент первокурсников из других регионов в них составил 36,2%.
Рейтинги лучших школ России по конкурентоспособности выпускников по укрупненным направлениям подготовки
В 2019 году рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) впервые выпустило рейтинги лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в разбивке по интересующим абитуриентов профилям обучения. В рейтингах представлены списки топ-50 школ, наиболее эффективно готовящих к поступлению в лучшие вузы страны по направлениям «Технические, естественно-научные направления и точные науки», «Экономика и управление», «Социальные и гуманитарные направления» и «Медицина». Для составления рейтингов была проанализирована информация о выборе сферы обучения 80 тыс. выпускниками школ, поступившими в ведущие вузы страны в 2018 году. Рейтинги лучших школ по укрупненным направлениям подготовки впервые были рассчитаны с учетом численности выпускных классов: это позволило выявить школы с наиболее конкурентоспособными выпускниками в каждой из четырех рассматриваемых сфер - школы, чьи воспитанники наиболее успешно поступают в лучшие вузы России из рейтинга RAEX на направления соответствующего профиля.
Примечательно, что все публикуемые рейтинги по направлениям возглавили школы, функционирующие непосредственно при университетах. В сфере «Экономика и управление» первое место занял Лицей Президентской академии РАНХиГС, обеспечивающий наилучшую подготовку к поступлению в ведущие вузы России по столь востребованным у абитуриентов направлениям. Победителем рейтинга школ по укрупнённому направлению подготовки «Технические, естественно-научные направления и точные науки» стал СУНЦ МГУ. Лучшей школой по направлению «Социальные и гуманитарные науки» признан Предуниверситарий МГЛУ. В свою очередь, будущих медиков лучше всего готовит Медицинский Сеченовский Предуниверсарий.
Конкурентоспособность школ при вузах растет: помимо выявленного лидерства в предметных рейтингах, отмечается рост их представленности в общем рейтинге школ по конкурентоспособности выпускников: если в ходе составления рейтинга в 2018 году в число пятидесяти лучших школ входило лишь 9 таких организаций, то в этом году – уже 15. Данная тенденция позволяет сделать вывод об усилении влияния университетов на школьное образование. Всё большее число сильных вузов имеет в своем составе по-настоящему конкурентоспособную школу (а некоторые, как МГУ им. М.В. Ломоносова, – и не одну), обучение в которой существенно приближает школьников к зачислению в ряды студентов топовых вузов. Понятно, что такого рода университетские школы не в состоянии полностью закрыть потребности лучших вузов в качественном потоке поступающих. Однако выпускники таких школ способны стать своеобразным интеллектуальным ядром выбранных ими факультетов. Этому, как правило, способствуют углубленная подготовка по профилю головного вуза, активное вовлечение исследователей из вуза в подготовку школьников, приобщение учеников к научной практике, а также развитие блока личностных компетенций, которые в последнее время принято называть soft skills.
Экономика и управление
Рейтинг школ по конкурентоспособности выпускников в сфере «Экономика и управление» возглавили два лицея в составе ведущих вузов – Лицей Президентской академии при РАНХиГС и Экономический лицей РЭУ им. Г.В. Плеханова. Тройку сильнейших замкнула частная московская Ломоносовская школа. В топ-10 также вошли московские школы № 1518, № 1284, Лицей НИУ ВШЭ, Школа на Проспекте Вернадского, Шуваловская школа № 1448 и Школа № 1533 "ЛИТ", а единственной школой за пределами столицы стала Гимназия г. Обнинска. Что же касается абсолютного количества выпускников, переходящих учиться в ведущие вузы страны по экономическому профилю, то наиболее крупными игроками здесь являются Лицей НИУ ВШЭ и Московские школы № 1535 и № 1799.
В рейтинге наблюдается тотальное доминирование школ Москвы, где расположены 40 участников из топ-50. Такое превосходство столицы обусловлено как высокой концентрацией ведущих экономических вузов и сотрудничающих с ними школ, так и большими финансовыми возможностями родителей московских школьников. Платное образование в данном сегменте стоит дорого – см. график 2, а доля «платников» среди будущих экономистов заметно выше, чем среди обучающихся «технарей». Поскольку зачисление на коммерческой основе тоже влияло на рейтинг школы (наряду с бюджетным приемом), готовность родителей московских школьников расстаться со значительной суммой денег де-факто способствовало продвижению столичных школ в рейтинге по направлению «экономика управление». Тем ценнее на этом фоне выглядит попадание в топ-50 ряда региональных учреждений. Помимо Гимназии г. Обнинска в перечень лучших вошли Одинцовская лингвистическая гимназия (14-е место), Элистинский лицей (17-е место), Экономико-математический лицей № 29 (г. Ижевск, 26-е место), Гимназия № 122 имени Ж.А. Зайцевой (г. Казань, 26-е место), Лингвистическая гимназия № 23 им. А.Г. Столетова (г. Владимир, 32-е место), Воронежский лицей № 7 (35-е место), Лицей классического элитарного образования (г. Ростов-на-Дону, 36-е место), Гимназия № 17 г. Перми и (30-е место) и замыкающая топ-50 Самарская Гимназия № 1.
Технические, естественно-научные направления и точные науки
Рейтинг RAEX показал, что лучше всего к поступлению на «технические» специальности готовят в СУНЦ МГУ и Президентском физико-математическом лицее № 239. В пятерку лучших вошли также московский лицей «Вторая школа», Челябинский физико-математический лицей № 31 и Санкт-Петербургский академический лицей «Физико-техническая школа» – единственная школа в системе Российской академии наук.
Географическая структура «технического» рейтинга противоположна «экономическому»: за исключением нескольких лидеров, тон здесь задают сильные региональные школы. Так, помимо названных школ, в топ-10 вошли подмосковные Физтех-лицей им. П.Л. Капицы (г. Долгопрудный) и лицей научно-инженерного профиля (г. Королев), а также расположенный в Ханты-Мансийске Югорский физико-математический лицей-интернат и Республиканский лицей для одаренных детей, (г. Саранск). Всего перечень вошло только 13 столичных учебных заведений и 37 школ из других субъектов РФ, представляющие 22 региона. География рейтинга свидетельствует о доступности поступления в топовые вузы страны по рассматриваемым профилям: почти в каждом федеральном округе есть несколько школ, чьи выпускники стабильно успешно поступают в ведущие университеты страны.
В абсолютном выражении наибольшее число выпускников, поступивших на технические специальности в вузы-лидеры рейтингов RAEX, подготовили Бауманская инженерная школа № 1580 (бывшая школа № 1580 при МГТУ имени Н.Э. Баумана), СУНЦ МГУ и Предуниверситарий МИФИ.