Александр Вильсон: "Частные школы – это персональное внимание"
Автор: Интервью подготовил Андрей Буховцев
Все о высшем образовании >>>>
Как выбрать для ребенка подходящую частную школу из множества существующих? Почему в одних школах ежемесячная плата составляет 100 у.е., а в других доходит до 1000? На эти и другие вопросы отвечает президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений (АСНОУ), объединяющей более 250 частных школ, доктор педагогических наук Александр Вильсон.
- Александр Львович, известно, что, к примеру, в Великобритании в частных школах учится менее 6% учеников. А какое место занимают сейчас частные школы на российском образовательном рынке?
- К сегодняшнему дню в России насчитывается около 700 частных школ. В общей сложности в них учится около 45 тысяч детей. Если учесть, что общее количество школьников в России составляет примерно 1.2 млн. человек, то нетрудно подсчитать, что ученики негосударственных школ – это пока менее 5% детей школьного возраста.
Цифра небольшая, но стабильная, ведь и до кризиса 1998 года у нас было около 43 тыс. учеников. На устойчивость ситуации указывает и тот факт, что среди членов АСНОУ есть школы с пяти- и даже десятилетней историей. Они уже достаточно известны, чтобы набирать учеников, не прибегая к широковещательной рекламной кампании. Поэтому можно утверждать, что сектор частных школ состоялся.
- С точки зрения знаний, обучение в частной школе дает тот результат, которого ждут родители?
- В большинстве случаев – да. К примеру, 100% выпускников 270-280 московских негосударственных школ поступают в ведущие вузы России. Да, пусть многие из них учатся не на бюджетных местах, но это выбор родителей: если те отдавали 5-6 тыс. долл. в год в школе, они готовы платить столько же и за вуз, тем более что "платники" и "бюджетники" сидят в одной аудитории, слушают одни и те же лекции, сдают те же экзамены. Просто нервов при поступлении и разных "скрытых" затрат меньше – так они рассуждают.
- На чем основывается качество обучения в частной школе?
- Первое условие – небольшие классы. В государственных школах правилами запрещено набирать в класс менее 25 человек, на практике же число учеников может доходить и до 35 человек. Если же я получу 25 заявок, то лучше открою два первых класса. Психологи считают, что оптимальная численность учебной группы – 10-12 человек. В таком случае дети не ждут месяцами, когда их спросят, им обеспечено персональное внимание. У нас в каждом классе кроме педагога есть еще и воспитатель. Это не перегруженная госшкола, в которой учитель, дай Бог, через месяц запомнит детей по фамилиям.
Второй важный фактор – инфраструктура. Многие частные школ, рассчитанные на 100-150 детей, располагаются в отличном отдельном здании, имеют бассейн, многофункциональный спортзал, один или два компьютерных класса. Достаточно зайти в туалет, чтобы почувствовать разницу. На самом деле это серьезный показатель – войдите в туалет любой школы, и вы сразу поймете, что это за школа.
- Можно ли по стоимости обучения в частной школе делать выводы о качестве обучения в ней?
- Скорее, по этой цифре можно судить о состоянии материальной базы школы и о тех условиях, которые созданы для детей. Я выделяю два типа учебных заведений. К первому относятся школы "среднего класса" со стоимостью обучения около 300-500 у.е. в месяц. Второй составляют элитные школы, учеба в которых стоит в пределах 800-1000 у.е. в месяц. За такие деньги вы вправе рассчитывать, что в школе будет свой спортзал, бассейн, часто – собственное здание с благоустроенной территорией.
- А каков тот минимум оплаты, при котором можно обеспечить хорошее качество преподавания, пусть и без бассейнов-кортов?
- Полагаю, около 300 у.е. В этом случае следует ожидать, что учебное заведение будет располагаться в здании государственной школы или детского сада. Никаких вам "евроремонтов", никаких компьютерных классов. Но родители могут быть уверены, что их ребенок окружен заботой, что все чисто, что преподаватели имеют нужную квалификацию.
- Неужели меньше не получается?
- А вы посчитайте сами: зарплата учителям 200-250 у.е. минимум, аренда хотя бы 10 классных комнат по цене 500-600 рублей в год за квадратный метр (по Москве), коммунальные платежи, питание…
Конечно, есть и такие школы, которые просят всего 100 у.е. в месяц. Но я считаю, что на эти деньги в столице организовать полноценный учебный процесс, который бы существенно и в лучшую сторону отличался от государственных аналогов, невозможно.
- А каков максимум?
- Это около 11-12 тыс. долл. в год – столько, в частности, просят в известной школе "Премьер". Правда, если школа объявляет цену в 900 у.е. и более, нужно внимательней разобраться, за что берут такие деньги. Бывает, что главная причина – расположение в престижном месте и дорогое новое здание, затраты на возведение которого школа торопится поскорее окупить.
- Можно ли сказать, что среди негосударственных школ есть своя элита?
- Да. Это школы мечты – такие, как Московская экономическая школа, "Премьер", "Самсон" и ряд других. Пожалуй, не менее десяти из 270-280 частных школ Москвы по своему уровню не уступают лучшим государственным.
- Что Вы вкладываете в это понятие?
- Среди государственных школ тоже есть свои фавориты. Например, знаменитые школы Мильграма, Тубельского, Пинского, Ямбурга в Москве, очень хорошие профильные лицеи. Из 1200-1400 школ Москвы к таким можно причислить около 50. Но, как вы видите, эта цифра лишь ненамного превышает количество хороших частных школ.
- А в каких случаях частная школа однозначно предпочтительней государственной?
- Я считаю, что если ребенок самостоятелен, коммуникабелен, полностью здоров, по уровню развития не отстает от сверстников, ему место в… хорошей государственной школе. Но вот если хотя бы по одному из этих пунктов вы ответите "нет", значит, стоит изучить другие варианты.
- Многие родители боятся разных новаторских методик, якобы применяемых в негосударственных школах…
- Если речь идет об аккредитованной школе (не путать с лицензией, которую обязаны иметь все), мы просто обязаны придерживаться госстандарта. Требования его жесткие, тут не до фокусов. Получить право выдавать государственный аттестат (аккредитацию) сложно. На 2-3 недели в школу приезжает комиссия, по одному независимому эксперту на каждый предмет, и начинается комплексная проверка. На тестах "контрольный класс" должен показать успеваемость не ниже 50%. А ведь контингент меняется: дети приходят, поучатся немного – уходят, и уровень преподавания везде разный. Вот и поучается, что пока полную аккредитацию (на все три ступени) имеют только 110-120 школ столицы.
- Еще родители боятся, что не смогут "соответствовать уровню"
- Нет и не может быть никаких требований, на чем нужно подъезжать папе и во что должен быть одет ребенок. В любой частной школе 10-15% детей учатся с льготами, порой вообще бесплатно. Это не только дети известных людей или сотрудников, но и те, кто показывает выдающиеся академические результаты. Должны
быть "маячки", чтобы освещать путь другим…
Сейчас в частные школы уже не берут всех подряд, лишь бы родители могли платить, и не отдают предпочтения тем папам и мамам, которые обещают наибольшую "спонсорскую помощь". Действует и своего рода "фэйс-контроль", ведь многие школы в прошлом имели проблемы с родителями, у которых "пальцы веером".
- Есть ли конкурс на поступление в частные школы?
- В лучшие – есть. Например, в один из филиалов моей школы уже закрыт прием в первый класс. В другие набор еще идет, но в нем участвуют психолог и врач, которые смотрят, насколько ребенок готов к школе.
- Когда вы рекомендуете родителям начинать поиск частной школы?
- "Присматриваться" многие начинают еще за год. В ноябре-декабре приносят заявления, а тестирование кандидатов, как правило, начинается с 1 марта. Причем зачисляют сразу, не мучая родителей неизвестностью. Если ребенок принят, а за ним пришел другой, который лучше читает, первого уже не просят "на выход". К концу апреля во многих школах уже нет мест (в пансионах – к концу августа).
|