Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
Где учиться творческой личности?

Автор: Источник: Ольга Черномыс


Все о высшем образовании >>>>

Споры о природе творчества не утихнут до тех пор, пока наш мир будут интересовать такие "глупости", как живопись, театр, музыка и литература. Ведь традиционно именно эти области деятельности принято считать творческими. И миллионы семнадцатилетних каждое лето нервно курят на лестнице ВГИКа или "Гнесинки", Литературного института или "Щуки" и прочих творческих вузов. Сюда приходят те, кто хочет жить особой жизнью, не похожей на логичную и понятную жизнь сверстников, сделавших ставку на экономику, иностранные языки или юриспруденцию.

Статистика - вещь упрямая. Согласно опросам, проведенным среди молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет, решение о выборе творческой профессии принимают в основном дети художников, артистов, литераторов, то есть "продолжатели династий", либо дети "разночинцев" - поваров, воспитателей, учителей и т.д. Так что вероятность того, что сын медика пойдет в театральный институт, невелика.

Понятие творчества в конечном счете сводится к тому, что некий труд подразумевает обязательное приложение к результату этого труда собственных эмоций и душевных волнений. Говоря иначе, инженер может выполнять расчеты здания, не проникаясь к ним чувствами, а дизайнеру для разработки внутреннего убранства этого здания уже необходимы некие эмоции и идеи. Он не может сделать это с "холодной головой". Точнее, может, но это уже не творчество, а ремесло, и о нем мы рассуждать не будем.

Творчество - это создание чего-то абсолютно нового, наполненного собственным смыслом. Может быть, поэтому так неуклюжи до сих пор были попытки придумать компьютерную программу сочинения стихов. Творческая профессия - та, которой может владеть только живой человек с его уникальным сочетанием опций: "интеллект, душа, сердце".

Итак, молодой человек решил посвятить свою жизнь искусству. Куда податься юному художнику, певцу, литератору? Выбор достаточно велик. Творческих вузов у нас много. Для художников - "Суриковка", "Строгановка", даже Университет печати. Будущих артистов и искусствоведов ждут как маститые театральные вузы (Российская академия театрального искусства, школа-студия МХАТ, Щукинское училище и т.д.), так и новые учебные заведения (разнообразные студии театрального искусства). "Достоевские" и "Толстые" тоже могут выбирать - от Литературного института до факультетов журналистики или филологии любого престижного университета. А вот у музыкантов выбор не велик. Здесь традиционно: консерватория или "Гнесинка". Правда, эстрадные отделения есть во многих творческих вузах, но это скорее для вокалистов.

Итак, выбор сделан. Дело за малым - поступить. Но перед обычными экзаменами вам предстоит пройти творческий конкурс. Пожалуй, это самое главное испытание. Во многих вузах эти конкурсы проходят в несколько этапов (туров). И если вам удалось добрать, скажем, до третьего тура, то считайте, вы уже на 70% поступили.

Как показывает практика, в творческие профессии молодые люди идут по разным причинам. Кто по зову сердца, кто за славой и цветами. Но если вас манит призрак красивой жизни, помните, что "бесплатных пирожных не бывает". Творчество - это прежде всего тяжкий труд.

Ведь что такое быть, к примеру, музыкантом? Во-первых, заниматься музыкой лет, примерно, с семи, несколько часов в день. Затем поступить в училище или консерваторию, превратиться из одаренного ребенка в среднего студента и опять заниматься музыкой несколько часов в день. После окончания вуза - приступить к поискам работы. Этот этап продолжается у музыкантов всю жизнь. Прежде чем попасть в известный коллектив или стать признанным солистом, записать диск или выступить на прославленной сцене, придется попотеть. Конечно, если вас заметил и сразу после окончания консерватории пригласил маститый дирижер, то считайте, что вам повезло!

Судьба художников еще более зависит от воли случая. Как говорится, каждый может написать картину, но продать ее - настоящий талант. Художественно одаренные молодые люди чаще всего "сворачивают" в сторону дизайна интерьеров, полиграфии или моды. А все потому, что художники в чистом виде - это товар штучный. Кстати, английские ученые недавно обнаружили, что у художников чаще, чем у представителей других специальностей, развивается особый род психического расстройства, связанный с неадекватным восприятием человеком собственной внешности - дисморфофобия.

Дизайнер - это уже сплав бизнеса и творчества. В этой профессии сегодня много компьютерных технологий, отработанных схем, не требующих художественной одаренности. Однако и здесь есть образцы действительно высокого искусства и полета фантазии.

Писательский труд, равно как и журналистика, сегодня почти утратили свой высокий смысл. Написание детективов и статей превратилось в некую обычную процедуру, поставленную "на поток", почти неотличимую от публикации странички в интернете. Для того чтобы никому не известный автор смог опубликовать книгу, он должен, чаще всего, заплатить издательству за риск. Да и журналистика все реже дарит примеры вдохновенной публицистики, а все чаще - похожие на статистический отчет сводки. Поэтому на молодых людей, решивших посвятить свою жизнь литературному творчеству, общество возлагает особые надежды.

Примерно то же можно сказать и о театральных профессиях. Сколько артистов подрабатывает на корпоративных вечеринках и днях рождения? Сколько театральных режиссеров готовит эстрадные концерты? Поскольку институт репертуарного театра постепенно сходит на нет, артисты лишаются стабильного дохода. Многие при этом уходят в бизнес: открывают рестораны, казино, продюсируют фильмы и фестивали...

Конечно, читатель может сказать: "Что это вы нас пугаете!" Вовсе нет. Наша задача не запугать, а объяснить молодому дарованию, с чем ему придется столкнуться в жизни, избрав для себя карьеру певца или литератора. Лучше, если молодой человек будет готов к тому, что помимо аплодисментов и признания публики ему предстоит столкнуться со всеми тяготами жизни.

Практика показывает: к тридцати-тридцати пяти годам романтика творчества сменяется у многих глубоким разочарованием. Те, кто жаждал славы, шампанского, всенародного обожания и полной упоительного восторга жизни - уходят из профессии. Они идут в бизнес, в управление, становятся администраторами или директорами. Остаются лишь самые стойкие, те, кто действительно пришел в профессию по призванию. Призвание. Это слово, так затертое в советские времена, на самом деле обладает глубоким смыслом. Человек, который ощущает глубокую внутреннюю потребность заниматься именно этим делом и никаким другим, действительно "призван". Как правило, потребность эта дает невиданную целеустремленность, которой лишены романтики и увлекающиеся личности. Невзирая на препятствия, люди призвания идут к своей цели и продолжают оставаться в профессии. Работа, творчество для них - единственный способ выражения эмоций и связи с окружающим миром. Призвание в творчестве - это нелегкий крест. Он не дает покоя, не позволяет свернуть на дорогу, более легкую и податливую. И проявляется призвание очень рано, лет в 5-8. Психологи утверждают, что уже к 10-12 годам творчески одаренных детей можно разделить на две категории: тех, кто осознает свое предназначение и твердо движется к реализации способностей, и тех, кто наслаждается особым видением мира без различимых целей. Что касается первых, то они не будут спрашивать, куда им поступать и зачем. Для них вопрос решен. Нужно лишь помочь им выбрать лучшее место, время и условия для учебы. А вторым, скорее всего, вовсе не обязательно торопиться. Возможно, им не под силу будет нести на себе тяжесть невзгод творческой профессии, и лучше оставить пусть даже блестящие способности для "домашнего пользования". Ведь, будем честны, карьера в творческой профессии зависит слишком от многих случайных факторов. Гораздо более случайных, чем в других видах деятельности. И что заставляет людей продолжать сочинять музыку, писать картины и поэмы, снимать фильмы и играть на сцене - остается одной из самых больших загадок нашего мира.