Лицом к "свету учения"
Автор: Виталий Ступин
Все о высшем образовании >>>>
В постперестроечные годы понятие "образование" потеряло свое первоначальное и единственно верное значение. По сути получение образования сводилось к получению дипломной корочки. И не важно, какими путями она была добыта и что за ней стоит. Между тем образование - не только владение знаниями (и тем более "корочкой"), но и способность к продуктивному мышлению. Академик Евгений Велихов в одном из своих интервью прямо указал на то, что в век бурного развития информационных технологий молодые люди получили возможность оперативно получать необходимую информацию. Теперь нужно научиться использовать ее не только в прикладном, но и в созидательном ключе. А именно: на базе полученных знаний генерировать идеи, без которых никакого научно-технического прогресса в нашей стране не будет.
Умение мыслить, обрабатывать знания не может появиться на пустом месте. Нужен прочный фундамент, который, по идее, должен закладываться еще в школе. Причем не в старших классах, а уже на уровне начальной и средней школы. В идеале. Но сегодняшние реалии таковы: подавляющее большинство общеобразовательных учреждений с такими обязанностями не справляются, а точнее просто не ставят таких задач. Преподавательский состав больше озабочен добыванием средств к существованию, а не заботой о перспективах мыслительных способностей и интеллектуальной мощи своих учеников. Искать виноватых в таком положении вещей бессмысленно, потому как неизбежно попадешь в замкнутый круг социальных проблем, которые из года в год правительство обещает решить.
Остается уповать на дополнительное образование детей. Только где его можно получить сегодня? Раньше функции по внешкольному обучению детей брали на себя дворцы пионеров. Сегодня их остались единицы, и, естественно, они не могут в полном объеме решить проблемы. Частные школы и репетиторы? Большинству они не по карману. С школами "для богатых" - отдельный разговор. Даже если родители из среднестатистической семьи подтянут пояса и все-таки наскребут необходимую сумму, сразу же встаёт проблема психологического дискомфорта ребенка в коллективе богатых одноклассников: школьник будет зацикливаться на своей финансовой ущербности, и учеба автоматически отойдет на второй план.
Между тем реформирование системы образования идет под лозунгом: "Кто умнее, тот богаче!" Общество постепенно подводят к тому, что бесплатное высшее образование (мечта любого родителя) будут получать избранные. Не случайно федеральные власти с 1 сентября начинаются проверки вузов на предмет качества образования. Лучше меньше вузов, но лучше. Вполне логичное и благородное стремление. Но как подготовить ребенка к условиям возрастающей конкуренции за получение образования в ведущих вузах страны?
Очевидно, что подготовку надо начинать заранее. Среди расплодившихся гимназий, лицеев, колледжей представляется невозможным выбрать достойный вариант, да и времени ломать голову и вникать в программы обучения зачастую не хватает. Поэтому в первую очередь родители предпочитают смотреть на внешние признаки: какие учителя, какой директор, как оборудованы классы и т.п. Конечно, всё это важно при выборе того или иного учебного заведения, но не они являются определяющими. Мы попробуем рассказать об одном варианте, который представляется наиболее приемлемым для детей из семей среднего достатка.
Еще в 1995 году начала свою работу Вечерняя гимназия Учебно-научного Центра довузовского образования. Главной целью деятельности учреждения являлась и остается по сегодняшний день подготовка своих учеников к поступлению в ведущие вузы страны на самой ранней стадии. Прежде всего, научить ребенка организовать процесс самостоятельной подготовки, научить не столько запоминать, сколько понимать учебный материал. Программы обучения рассчитаны сразу на несколько групп: дошкольники (подготовка к школе), начальная школа (развивающее обучение), 5-8 классы (развивающее обучение), 9 класс (углубленное изучение школьных дисциплин, понятие ЕГЭ). 10 класс (специализированное обучение в соответствии с выбранным профилем (физико-математический, химический, биологический, географическийгеологический, филологический, экономический, юридический, социологический или общий гуманитарный), подготовка к ЕГЭ). Разрабатывались программы как молодыми педагогами, так и учителями, имеющими огромный преподавательский опыт, людьми т.н. "старой школы", которые не забыли времена, когда ученики воспринимались своими наставниками, как собственные дети.
Организации удается лавировать в море образовательных перемен, не натыкаясь на рифы и подводные течения. Показателен в этой связи появление в программе для группы девятиклассников пункта о Едином Государственном Экзамене. Это - не преждевременная подготовка "саней летом". Накануне начала учебного года руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов высказался за то, чтобы независимая аттестация знаний школьников проводилась не только по итогам одиннадцатилетки (в форме ЕГЭ), но и по окончании девятого класса. Администрация гимназии решила подготовить своих учеников к возможным переменам заблаговременно.
|