Могут ли младшие школьники учиться дистанционно?
Автор: Первин Юрий Абрамович
Международная Академия информатизации (МАИ)
По материалам сайта: http://www.planetaedu.ru
Все о высшем образовании >>>>
Информатика как научная дисциплина, отраженная в школьном предмете, появилась в школе как ответ на социальный заказ – сформировать у молодого поколения стиль мышления, адекватный требованиям современного, очень быстро меняющегося информационного общества [1]. Это появление было стремительным (на фоне остальных школьных предметов) и, прежде всего, изменило привычные представления о генезисе содержания школьного образования. В «доинформатический» период педагогики содержание обучения составлялось феноменами, понятиями, знаниями, умениями, навыками, формировавшимися в ходе апробации их в условиях социальной жизни в течение столетий или, в лучшем случае, десятилетий.
Информатика привнесла в педагогику свои представления о темпах формирования содержания: они базировались не на длительных строках социальной апробации, а на степени востребованности современным обществом тех феноменов, понятий, механизмов, которые составляли концептуальную базу информатики, обновлявшуюся от одного «информатического» поколения к другому один раз в четыре-пять лет. Такой темп развития научной дисциплины заставлял строить и содержание обучения, и формы, и методику его принципиально динамически. Это в равной степени относилось к обеим ветвям дисциплины: и к ее теории – алгоритмике, и к практике – информационным технологиям. Не случайно в течение всего лишь двадцати лет этот предмет трижды (и каждый раз обоснованно!) менял свое название: сначала – «Основы информатики и вычислительной техники», затем – просто «Информатика» и, наконец, в соответствии с последним образовательным стандартом, принятом в прошлом году, – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».
Из двух независимых посылов: основной цели школьной информатики как формирования стиля мышления учащихся и тезиса возрастной психологии о начале формирования абстрактного и алгоритмического мышления при переходе ребенка от игровой деятельности к учебной (то есть в начальной школе) следует, что непрерывный школьный курс информатического образования должен стартовать в начальной школе, а из требований дидактической спирали, по которой развивается содержание каждого школьного предмета, такой курс должен состоять из пропедевтической (ранней) и базовой (старшей) компонент.
И если согласиться, что содержание обучения в базовом курсе формируется востребованностью общества, то ясно, что и требования к формированию содержания в пропедевтической части того же курса должны быть теми же. Обсуждению подлежат лишь способы представления содержания.
Информатика как школьная дисциплина в силу своей динамичности со времени своего становления и до наших дней остается полигоном острых дискуссий, будоражащих общество, в которых выступают и осторожные теоретики, доказывающие нецелесообразность (и даже невозможность!) изучения отдельных тем или дисциплины в целом, так и неуемные практики, демонстрирующие компетентность детей, раздвигающих устанавливаемые для них границы школьной дисциплины.
Несколько лет тому назад довелось побывать в здании Министерства образования, что на Чистых прудах, со стен которого взирали портреты признанных отечественных педагогов (увы, нет сейчас у Министерства этого здания!). Запомнился революционный по тем временам лозунг, протянутый через весь просторный зал коллегии Министерства – «Дистанционное обучение – от дополнительного образования к базовому!». В те времена такой призыв, возможно, имел основания казаться розовой мечтой утопистов. Но за четыре года активнейшей деятельности в области информатизации школы (и даже ее интернетизации!), когда дети стали обычными, повседневными посетителями Интернета, казалось бы, «утопичность» этого лозунга могла бы уже и не шокировать наше информационное общество.
Совсем недавно авторитетный российский альманах «Вопросы информатизации образования», подготовивший отдельный выпуск, целиком посвященный проблемам школьного дистанционного обучения, представил на своих страницах нескольких видных отечественных специалистов в этой предметной области.
Большая информативная статья «Дистанционное обучение» взвешивает «плюсы» и «минусы» дистанционного обучения. Результат такого анализа позволяет «очертить сферу образования, для которой дистанционное обучение действительно способно обеспечить реальную пользу.
Очевидно, что это, прежде всего, сфера профессиональной переподготовки и повышения квалификации, высшее образование и, отчасти, старшая школа: именно этот контингент учащихся, с одной стороны, обладает достаточными уровнями знаний и умений в работе с необходимыми средствами информационных и коммуникационных технологий, а с другой стороны, достаточно дисциплинирован и обладает требуемой степенью мотивации к обучению». С опорой на объективные (психологические и даже физиологические) аргументы статья пытается убедить, что необходим высокий уровень самоорганизованности, который становится препятствием для школьного использования дистанционного обучения. Только для некоторых старших! Да и то – в рамках дополнительного образования.
После прочтения такой аргументации поневоле пытаешься найти объяснения тому «удивительному» факту, что в течение почти десяти лет у детей из многочисленных российских школ, участвующих в работе популярного дистанционного обучающего центра – Роботландского сетевого университета, наблюдается неистощимый интерес к работе в сети, учителя – постоянные слушатели Роботландского университета, с большим удовлетворением оттачивают на курсах этого дистанционного центра свои методические знания, полученные по сети, и умения, используемые в школе, в том числе, и начальной.
В поисках этого объяснения невольно упираешься в многомерность такого сложнейшего понятия, как «учебный процесс». Еще у А.М. Пышкало вводится пятимерное пространство целей, форм, средств, методики и содержания учебного процесса.
Естественно, в таком пространстве путь от компетентности младшего школьника с низким уровнем самоорганизованности до выпускника школы, готового продолжать обучение в высшем учебном заведении по информационно-технологическим специальностям, может оказаться непроходимым, если принять задаваемые извне ограничения формы (например, рассылка лекционных материалов) или ограничения методики (например, контрольные или тестовые вопросы).
Фиксированные плоскости форм и методики могут и не пересекаться (или пересекаться по траектории, далекой от желаемого пути). К сожалению, пятимерное пространство трудно себе вообразить, чтобы манипулировать такими категориями, как «линия средств» или «плоскость целей». И все же можно попытаться немного скорректировать цели, попытаться использовать новые средства, выбрать иные формы, изобрести неиспользованные ранее методики – и вы на пути к успеху. Есть и большой незримый помощник, исключать которого из организации дистанционного учебного процесса ни в коем случае нельзя – это трудно поддающиеся формализации практический опыт учителя и его эвристическая интуиция.
Такой помощник в лице всероссийского коллектива заинтересованных школьных учителей смог сделать множество интересных находок в каждой из составляющих дистанционного учебного процесса.
Находки целей
При естественном тяготении дистанционного обучения к дополнительному образованию (во всяком случае, в нынешней ситуации) осознанно и четко сформулированы цели углубления знаний, получаемых в базовом образовании.
Эта цель имеет под собою основания, так как знаниевый фундамент дистанционного и современного базового школьного образования общий. А если учесть, что в дистанционном обучающем центре во главу угла поставлено конструирование завершенных программных продуктов, то оказывается, что дистанционное обучение по своим целям тесно соприкасается с базовым еще и по завоевывающей современную педагогику стратегии обучения – так называемому компетентностному подходу, при котором итоговый педагогический эффект образования оценивается не по количеству знаний, накопленных учеником, а по его умению внедрять полученные знания в жизнь, умениям искать и находить информацию, необходимую ему для решения поставленной в конкретный момент задачи.
Чтобы добиться успеха в формировании высокой компетентности учащихся в информатике и информационных технологиях, столь же определенно формулируется цель освоения детьми современных информационных и, в первую очередь, коммуникационных технологий. Эта цель не упрятывается от школьников: со времен Селестэна Френе, Антона Макаренко и Максима Горького известно, как высоко дети (включая младших или, быть может, даже особенно младшие) ценят доверие взрослых, которые их вводят в настоящий мир настоящих вещей и настоящих дел.
Сформулированные здесь цели близки не только ученикам, но и их учителям – руководителям команд. Недаром в Роботландский университет приходит так много учительских писем, в которых они просят разработчиков программных средств и методических пособий ближе подвинуть действующие в Роботландском университете системы программно-методического обеспечения к конкретным нуждам текущего школьного учебного процесса.
Находки содержания
Первую из находок сделать было нетрудно: уж очень распространенным и популярным является сейчас метод проектов. Правда, популярность не мешает методу проектов не иметь строгого определения, единого для всей педагогической литературы. Можно согласиться с понятием проекта, объединяющего участников из разных городов и даже стран, имеющего большую протяженность по времени, большой коллектив исполнителей и широкие тематические очертания. Существуют и проекты, исполняемые индивидуально в течение одного урока. Проекты по темам Роботландского университета находятся на середине между этими двумя крайностями.
Формально проект в этом дистанционном центре трактуется как завершенный программный продукт, являющийся отчетом по текущей теме. Правда, дети, несмотря на «студенческие» звания, чаще относятся к своим проектам как к конкурсным произведениям, отправляемым на очередное соревнование однокурсников. В этом кураторы и руководители команд и не пытаются разуверить школьников.
Тематическая специализация курсов в Роботландском университете не является типовой характеристикой учебного дистанционного центра. Такая специализация определяется почти исключительно возможностями кадрового потенциала учебного центра. При широких ресурсных возможностях принципы работы центра могут быть легко распространены на языковые, исторические, краеведческие и др. темы. Тематика курсов описываемого дистанционного центра сформирована вокруг прикладных задач информатики и информационных технологий: «Азы информатики» и «Компьютерное конструирование», «WEB-конструирование» и «Азы программирования» – вот типовые названия курсов.
В известном смысле, центральным критерием содержания курса является возрастной контингент слушателей. И хотя в объявлениях о наборе на курсы Роботландского сетевого университета кураторы курсов детально описывают изучаемую на курсе проблематику и приглашают всех желающих, но они же дают и возрастные рекомендации. Так, курс «Информатика для начинающих (Зимние вечера)» предназначается только для школьников третьих и четвертых классов, на курс «Компьютерного конструирования» записываются обычно ученики 5-6 классов, а старшекурсникам (ученикам 8-9 классов) предлагается поработать на курсах «Сайтостроения (WEB-конструирования)» и WEB-программирования. Содержание текущих заданий, конкурсных работ и выпускных проектов определяются, прежде всего, возрастом учащихся. Отклонения от возрастных требований, конечно, возможны, но и в этом случае исключения лишь подтверждают общие правила.
Находки средств
Известную долю успеха дистанционный обучающий центр получил за счет оригинального инструментария. Как программное обеспечение, так и методические пособия и учебники для всех курсов Университета создали сотрудники Университета. Более 20 учебников, изданных издательствами БХВ-Петербург и БИНОМ, Лаборатория базовых знаний, написали сотрудники НОУ «Роботландия+» (учредитель Роботландского университета). Авторы программного обеспечения – программисты «Роботландии+».
|