К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ ПЕРВОГО
ГОДА ЖИЗНИ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
Автор: Борисова О.Н., научный сотрудник лаборатории педагогической коррекции
нарушенной слуховой функции ГНУ «ИКП РАО»
По материалам сайта: Исток-Аудио
Статья опубликована в журнале Радуга Звуков
Все о высшем образовании >>>>
В последние годы в области специального образования проводятся многочисленные исследования, направленные на раннее выявление (с первых месяцев жизни) отклонений в развитии и поиск эффективных путей коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии и семьям их воспитывающим.
Разработаны аудиологические аспекты исследования слуховой функции у детей первого года жизни (Г.А. Таварткиладзе, 2003; И.В. Королева, 2000). В настоящее время уже действует государственная система выявления нарушений слуха у де-тей с периода новорожденности (Приказ Минздравмедрома России № 108 от 23.03.96 г. "О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни"; Указания Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. "О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации"). Пред-ложены организационные формы оказания коррекционной помощи неслышащим детям ран-него возраста в условиях сурдокабинетов, консультативных групп при специальном дошколь-ном учреждении, групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. Разработаны педагогические методики и содержание коррекционной работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом (Э.И. Леонгард, 1991; Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, 1995, 2003).
Однако предложенное содержание коррекционного воздействия на неслышащих детей первого года жизни ориентировано на среднестатистического ребенка. Вместе с тем, иссле-дования психологов доказывают индивидуальные различия детей уже с первых месяцев жиз-ни. Кроме того, неоспорима роль полноценного взаимодействия матери с младенцем, а также других членов семьи для дальнейшего развития малыша.
В Институте коррекционной педагогики РАО проводится исследование, направленное на разработку методики педагогического сопровождения неcлышащего ребенка первого года жизни с учетом его индивидуальных особенностей при активном участии родителей неслы-шащего малыша в процессе коррекционной работы.
Методика педагогического сопровождения неслышащего ребенка первого года жизни включает несколько этапов.
Первый этап - первичный консультативно-диагностический прием. Цель первичного приема - составить первоначальное представление о ребенке, разработать первичный вариант индивидуальной программы коррекционной работы с младенцем дома. Для осуществления поставленной цели во время приема проводится:
- сбор анамнестических данных о развитии ребенка;
- определение уровня психомоторного развития ребенка;
- обследование предпосылок формирования речи;
- педагогическое обследование слуха;
- педагогическое уточнение режима звукоусиления индивидуальных слуховых аппаратов (если ребенок слухопротезирован).
В соответствии с полученными данными проводится беседа с родителями, в ходе которой даются рекомендации по организации общения с неслышащим малышом. Важно научить родителей правильному взаимодействию с ребенком, показать им методические приемы работы и вселить уверенность в свои силы, так как именно семья неслышащего малыша является главным участником коррекционного процесса.
Кроме этого составляется первый вариант специально разработанной для данного ребенка индивидуальной программы на две недели, для проведения коррекционной работы в домашних условиях. Программа включает в себя игры-занятия, направленные на общее развитие неслышащего малыша (развитие зрительных ориентировочных реакций, общих движений, движений руки и действий с предметами), формирование его устной речи, развитие слухового восприятия. Все игры-занятия имеют коррекционную направленность.
Второй этап - повторный консультативно-диагностический прием, который проводится спустя две недели после первичного. Цель повторного приема - определить, насколько первое представление о ребенке, составленное в ходе первичного консультативно-диагностического приема, совпало с актуальным уровнем развития малыша; какие достижения или трудности возникают у родителей в процессе коррекционной работы дома.
В случае несовпадения данных полученных при первичном и повторном обследовании относительно состояния слуха ребенка, уровня его психомоторного развития требуется дальнейшее наблюдение и обследование ребенка. При необходимости малыш направляется для дополнительного обследования к другим специалистам.
Совпадение полученных результатов является "фундаментом" для построения индивидуальной программы коррекционной помощи на месяц.
Третий этап - ежемесячный контроль за развитием ребенка. Цель данного этапа - определение уровня и темпа психомоторного развития ребенка в условиях целенаправленного коррекционного воздействия и корректировка индивидуальной программы работы с малышом на следующий месяц.
На данном этапе ежемесячно:
- определяется уровень психомоторного развития ребенка и его продвижение по основным линиям развития;
- уточняется уровень развития активной и пассивной речи малыша;
- проводится оценка состояния и развития слуховой функции;
- уточняется режим работы индивидуальных слуховых аппаратов;
- выявляются трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе коррекционной работы, и предлагаются способы их разрешения;
- корректируется индивидуальная программа коррекционной работы с ребенком на следующий месяц в соответствии с его индивидуальным темпом созревания (а не с его календарным возрастом).
Таким образом, предложенная методика сопровождения неслышащего ребенка первого года жизни позволяет выстраивать индивидуальную программу коррекционной работы с младенцем с нарушенным слухом с учетом зоны его актуального и ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это дает возможность малышу чувствовать себя успешным во время проведения с ним игр-занятий, и, в то же время, способствует его дальнейшему продвижению в психомоторном развитии. Не менее важным аспектом является то, что участие родителей в коррекционном процессе придает им уверенность в своих силах и стимулирует быть более активными в воспитании и обучении своего ребенка.
|