Ребенок в частной школе: проблемный ли он?
Одно из направлений работы частных школ не только в России, но и во всем мире – это работа с «проблемными» детьми – например учениками с повышенной возбудимостью, не очень хорошим здоровьем или неумением общаться. Для родителей, готовых ежемесячно вкладывать значительные суммы в коррекцию таких проблем, частное образование становится выходом из сложной ситуации.
Ребенок в частной школе: проблемный ли он?
В негосударственных школах у учителей и психологов есть возможность индивидуально заниматься ребенком, обеспечить ему наблюдение со стороны логопеда, психолога, врачей. «Я считаю, что если ребенок самостоятелен, коммуникабелен, полностью здоров, по уровню развития не отстает от сверстников, то ему вполне можно посещать хорошую государственную школу. Но вот если хотя бы в одном из этих пунктов родители не уверены, значит, им стоит изучить другие варианты», – говорит Александр Вильсон, генеральный директор НОУ «Лицей «Столичный».
Тем не менее, рассматривать частные школы только с точки зрения коррекции детских проблем абсолютно неверно. Во всех развитых странах существует так называемое элитное среднее образование, которое получают или исключительно талантливые дети, или же дети из обеспеченных семей. По статистике, выпускниками таких школ (5–10% учеников) являются 50–60% людей с выдающимися достижениями в разных областях. В России ситуация в целом повторяет западную: многие родители делают выбор в пользу частных школ еще и потому, что им важен социальный статус семей других учащихся. Особенно это справедливо в отношении частных школ, которые существуют при поддержке крупных организаций («Газпром», Управление делами Президента, Мэрия Москвы).
И все-таки: частная школа – эта школа для проблемных детей или же наследников успешных и обеспеченных родителей?
Проблем нет там, где на них не обращают внимания
«У детей одного возраста определенные психические функции, интеллектуальные и физические навыки могут быть развиты в разной степени, – объясняет Евгений Миронов, координатор Дипломной программы Международного бакалавриата школы «Интеграция – XXI век». – Это не имеет отношения к их талантливости или успеху в будущем, но создает сложности и для самих учеников, и для преподавателей в ходе обучения».
К проблемным детям часто относят или слишком ярких, быстро усваивающих материал, – им бывает скучно на уроках и они мешают всему классу – или, наоборот, медлительных: такой ребенок не успевает за темпом класса и в итоге становится объектом нападок учителей и сверстников, хотя если его не подгонять, все задания он выполняет правильно. Частная школа, обеспечивающая индивидуальный подход, способна довольно быстро свести эти проблемы на нет.
Специфика частной школы такова, что здесь практически нет детей из неблагополучных семей. Это благоприятно сказывается на общей атмосфере в школе. В государственной школе многие проблемы детей просто не замечаются, игнорируются, тогда как в частной школе им уделяется должное внимание. «Одному требуется щадящий режим и диетическое питание, – рассказывает Лариса Ассуирова, заместитель Директора по научно-методической работе школы «Наследник». – Другой тяжело сходится с окружающими, третий готовит себя к спортивной или музыкальной карьере и нуждается в занятиях по особому графику. Для четвертого такой особый график – единственная возможность ликвидировать отставание от сверстников. А пятый, наоборот, сверстников обгоняет и хочет пройти школьный курс поскорее». Поэтому во многом частные школы – это те, где проблемы детей решают, а не те, где они возникают.
Высокие требования не всегда хороши
Успешные родители часто требуют от своих детей высоких результатов в учебе с самых ранних лет. Это порой приводит к проблемам со здоровьем. «У родителей наших учеников планка слишком высока: ребенок должен быть не просто успешным, а суперуспешным, первым всегда и во всем – отсюда детская тревожность и страхи, – рассказывает Людмила Иванова, заместитель директора НОУ «Ломоносовская школа». – А ведь это дети, и для нормального развития им надо не только учиться, но еще играть и общаться».
Желание родителей бесконечно нагружать ребенка в некоторых случаях только создает дополнительные проблемы. Отсюда и отвращение к учебе, которое питают многие дети успешных родителей, зачастую талантливые, но все-таки не настолько, как хотелось бы их родителям. А если ребенок родился «художественного склада», а родитель абсолютно уверен, что он вырастет банкиром, и что художники ничего серьезного добиться в жизни не могут? Проблема поколений у успешных людей может стоять особенно остро, тем более что состоявшийся человек знает путь к достижениям и бывает порой разочарован, если его наследник выбирает что-то другое.
Вместе с тем, частная школа может дать детям ощущение заботы о них и теплый прием. «Прежде всего это индивидуальный подход, доброта и терпение», – говорит Лариса Ассуирова. В школах создаются специальные клубы, где родителей учат психологии и проводят совместные игры с детьми. Когда родители понимают, что проблемы, с которыми они сталкиваются, характерны для многих, они начинают относиться к ним по-другому. На уроках ребенок получает развивающие задания, составленные с учетом его интересов и возможностей. При этом отслеживается именно его динамика развития относительно предыдущих показателей. Он сам видит и оценивает результат, а высоту планки требований регулирует учитель.
Изоляция
Дополнительные трудности создает само социальное воспитание детей, выросших в коттеджном поселке за высоким забором, где детей мало, а родители тщательно рассматривают вопрос «с кем можно играть ребенку, а с кем нельзя». «Серьезную проблему создает значительная изолированность детей, их неумение жить и работать в коллективе», – жалуется Людмила Иванова. Приходя в хорошую школу, ребенок сталкивается с коллективом таких же самоуверенных и привыкших распоряжаться детей, как и он сам. Здесь другие дети вовсе не должны подстраиваться под его требования – и общение с ними порой составляет проблему.
Привыкнув к жизни в загородном коттедже или таком же закрытом жилом комплексе, дети не имеют возможности привыкнуть к «уличной жизни». Они представляют собой полную противоположность остальным детям, и в этом есть как хорошие, так и плохие стороны. Отсюда и проблемы с общением, и сложности в адаптации к большому школьному коллективу.
Кроме того, у некоторых детей сегодня довольно искаженное понимание ценности образования. «У части представителей современного поколения школьников сформировано четкое представление о том, что путь к успеху не связан ни с образованием, ни с систематической работой вообще», – замечает Евгений Миронов.
Несмотря на все эти трудности, учащиеся негосударственных школ занимают призовые места на олимпиадах, конкурсах, поступают в лучшие вузы страны. «Можно смело сказать, что у нас сегодня в городе есть три десятка негосударственных школ, которые по уровню обучения, по материальной базе соответствуют лучшим школам России», – подытоживает Александр Вильсон.
|