Главная страница > Статьи
<< обратно к списку статей
В подростковой школе у нас пока большой педагогический провал

Автор: Интервью с Михаилом Марковичем Эпштейном, директором частной школы "Эпишкола"

- Михаил Маркович, как Вы оцениваете ситуацию с преподаванием в школе сегодня?

- Существует масса различных проблем, основной из которых является неумение нашей российской постсоветской школы работать с детьми подросткового возраста. То есть если для младшей и старшей школы есть какие-то (вполне серьезные) наработки и опыт, то в подростковой школе у нас пока большой педагогический провал. Что-то интересное и здравое возникает там, где появляется отдельный учитель или классный руководитель, но всерьез об этом как о массовой практике говорить пока не приходится.

- Видите ли Вы какие-нибудь выходы из сложившейся ситуации?

- Есть гипотеза (или даже несколько гипотез), описывающая то, какой должна была бы быть школа для подростков. Есть некоторые школы, которые пробуют эти подходы применять на практике. Но что делать с массовой школой в стране в целом – не очень понятно. Вернее, понятно, что требуемые изменения – чрезвычайно трудоемкий и ресурсозатратный процесс. Необходимо же менять подготовку учителей, учебные программы и главное – общественное сознание. Это вопрос изменения всей системы образования в стране. Он заслуживает отдельного подробного рассмотрения.

- Есть ли какие-то методики, которые теоретически могут успешно применяться для школьного воспитания подростков?

- Широко применяемых методов я пока не вижу. Кое-где начинает применяться метод проектов, вводятся активные формы работы на уроке, начинают появляться зачатки "тьюторства", учителя постепенно начинают понимать, что для этого возраста интересно образовательное путешествие.

Все эти технологии постепенно начинают входить в обычную школьную жизнь, но пока очень медленно. Родителям в этой связи могу сказать следующее: в целом с подростковой школой у нас ситуация плачевная, но если вы приходите в школу и слышите что-то про проекты, практику, учебные выезды, то об этом варианте стоит задуматься.

- Вы упомянули метод проектов. В чем его основная идея?

- Идею этого метода образно выразил замечательный российский педагог В.Н. Сорока-Росинский (директор школы, жизнь которой была описана в знаменитой "Республике ШКИД"): "Каждое знание – превращать в деяние". Делая что-то интересное и нужное другим, ты приобретаешь новые знания, используешь ранее полученные. А по ходу – учишься ставить цели и достигать их, планировать и работать сообща, анализировать сделанное и представлять свой продукт другим, работать с различными источниками информации и поддерживать товарища в трудный момент… Российская школа довольно сильно (и может быть излишне сильно) наполнена знаниями, осталось только научить детей применять эти знания на практике.

Дискуссии, малые группы, лаборатории – это те формы, участие в которых позволяет ребенку развивать практические навыки. В результате ребята учатся быть самостоятельными, учатся сами работать с информацией, проводят исследования. Использование подобных форм обучения в конкретной школе позволяет, на мой взгляд, предполагать возможную ее адекватность в плане подхода к обучению подростков.

Еще одно активно развивающееся сейчас направление изменений в школе связано с классным руководством. 15 лет у нас все думали, что в школе ребенок должен только учиться, а теперь выяснилось, что в школе он должен не только учиться, но и жить, жить в группе, в классе. Поэтому сейчас классному руководителю пытаются вернуть роль человека, ведущего "классную" жизнь. Выскажу, возможно, крамольную мысль, но мне кажется, что для подростка участие в жизни своего сообщества (класса, группы, клуба и т.д.) может быть важнее изучаемых в школе предметов. Грамотно организованная коллективная жизнь в этом возрасте является образующей. То, что ребенок приобретает в классной жизни – это тоже образование, причем, мягко говоря, не менее важное, чем изучение всех остальных предметов.

Еще одним направлением, касающимся классного руководства, является тьюторство. Это можно называть по-разному: индивидуальное сопровождение, педагогика поддержки, но суть одна: помочь индивидуально конкретному ребенку выбрать свой маршрут образования, свой путь развития. Тьюторство – возможный индикатор того, что в школе ветер дует в нужную сторону.

- Если касаться вопроса индивидуального подхода, то вот существует еще такая методика Монтессори. Какое Ваше к ней отношение?

- На самом деле это больше чем методика, это целая педагогическая система. Последние годы у нас в стране стали активно появляться дошкольные учреждения такого типа, школ пока очень мало. Мне кажется, что в монтессорианском подходе есть много ценного и интересного. Например, особые требования к подготовке педагогов – они должны уметь наблюдать за ребенком, следовать за его интересами, позывами. Это очень важный профессиональный навык, которым люди, выученные в советских пединститутах, не владеют. Второе, что мне кажется важным, это то, что детей в монтессори-садах и школах учат самостоятельной работе. Мой опыт работы в школе свидетельствует, что это одна из основных задач педагога. В-третьих, я верю в идею среды. От ее грамотной организации зависит и развитие ребенка. Педагогика Монтессори довольно напряженно принимается российскими методистами, но мне кажется, что она имеет право на существование. Сейчас Монтессори-педагогика двигается в основном родительскими силами.

- Но ведь бывают такие дети, которых и так обучить чему-то сложно, а если дело касается метода проектов или других методик, где от ребенка требуется какая-то индивидуальная деятельность, то проблем может быть еще больше. Как справиться с детьми, у которых трудный характер?

- Надо сначала четко определиться, что (кого?) понимать под трудным ребенком. Традиционно "трудный ребенок" – это подросток, которому надоело учиться в школе. Сейчас под трудными подразумевают и гиперактивных детей и пр., но, по крайней мере, когда я учился в пединституте, трудными детьми называли именно подростков, которые мешали учебному процессу, потому что он под них не был приспособлен. Им тяжело сидеть 40 минут на уроке, им скучно заниматься тем, что им совершенно не интересно, а потом, как выясняется, не обязательно нужно в жизни. В этом понимании подростки "трудными" становятся во многом из-за школы. Понятно, тут и возраст трудный, когда все хочется, а не все можешь, а если и можешь, то не всегда дают, но, по моему мнению, для нормально развивающегося подростка педагогические технологии типа метода проектов подходят по всем параметрам, тем более для современного подростка.


Все о высшем образовании >>>>

Школа, подростковая школа, тьюторство, классное руководство, школы Москвы, социализация